18.10.2016
Пишет marina_ri:СПН и деньги
В Саду тысячи тропок — сообществе, которое мы создавали для мета-постов и аналитики по сериалу — Маленькая сосна выложила перевод про телеиндустрию.
Кого интересуют такие штуки — срочно читать и благодарить переводчика за работу и за оживление сообщества!18.10.2016 в 21:01Пишет Маленькая сосна:
СПН и деньги
Попалась статья, понравилась - перевела. Матчасть не сверяла, имена не сводила, так что если вдруг увидите фактические ошибки, буду благодарна за правки.
Название: "Новая бизнес-модель для телевидения. Выживет ли СПН?"
Автор: Alice Jester
Оригинал: ссылка на оригинал
Переводчик: Маленькая сосна
Дата публикации: 3 октября 2015 года, т.е. за пару недель до премьеры 11-го сезона
***
Ах, телевизионная осень. Премьеры новых и старых сериалов, онлайн-болтовня и волнение, таблицы доходов от телерекламы… Погодите, что? Да, для вас, фанатов циферок, это время, когда ценность каждого телесериала измеряется платой за ролики во время рекламных пауз. Это критерий популярности, экономической мощи и потенциального долголетия сериала.
Уверена, вы все заинтригованы: как это все связано с СПН? Читать дальшеВ 2009 и 2011 гг я рассказывала про финансовое здоровье СПН в цифрах (по крайней мере, тех, что были известны). Тогда расчеты были просты. Сейчас отслеживание выручки превратилось в полноценный исследовательский проект, и картина все равно довольно мутная. Но этот вопрос все еще жизненно важен для успеха СПН. Имея новые расчеты и тот факт, что сериал достиг отметки в 10 лет, считают ли рекламодатели, что СПН стоит их внимания и денег? Мы все знаем, как любят сериал фанаты, но он не может выживать без рекламы, так что говорят цифры про СПН в сравнении с другими? Хватит ли ему авторитета на рынке, чтобы продолжаться?
Апфронты
Как и любой телесериал, СПН делает деньги для своего канала рекламой. Недавно Ad Age обнародовало свой ежегодный отчет – сколько стоит 30-секундный рекламный ролик в каждом сериале. Отчет составлен на основе анализа «предварительных контрактов» ('upfront (early) commitments' шести самых больших рекламных агентств. В качестве бонуса Variety в этом году провел свое собственное исследование и опубликовал результаты. Они тоже анализировали 6 агентств, хотя их цифры слегка отличаются, т.к. они изучали другие агентства.
Почему эти цифры так важны? Несмотря на дополнительные доходы, поступающие из таких источников как права на онлайн-трансляции, продажи ДВД, продажа зарубежным компаниям, повторные показы - эти потоки обычно обогащают только сами компании, производящие сериалы. Эфирные каналы большую часть денег все еще делают на рекламе, тогда как кабельные получают оба вида выручки: и от рекламы, и он подписки. Цифры и того, и другого можно посмотреть только для предварительных контрактов. Обычно предварительно каналы продают только 75-80 % от общего рекламного времени. Все остатки рекламного времени идет в розничную продажу (scatter market), то есть компаниям, которые хотят закупить рекламу ближе к эфиру. Рекламные объявления тут обычно стоят дороже, но не отображаются в потенциальных доходах.
Раньше идея состояла в том, что чем дороже стоит реклама, тем больше канал любит твой сериал. Это значит, что его будут больше продвигать, дадут хорошее время показа, шансы на продление на следующий сезон гораздо выше. Это все не было гарантией, но работало в плюс. Сейчас, в дни ТВ 2.0, надо учитывать и множество других факторов.
После майских апфронтов следующие несколько месяцев каналы провели, убеждая рекламодателей склониться к покупке рекламы в различных сериалах своей осенней и зимней линейки (речь о сериалах Северного полушария). Из-за уменьшения количества просмотров прямого эфира общий доход от предварительной продажи рекламы для эфирных компаний снизился до 8,05 – 8,69 миллиардов долларов. В 2014 г. он составлял 8,17-8,94 миллиардов. Упали доходы для всех сериалов.
В этом году цифры очень интересные. Ad Age и Variety сходятся в одном: крупнейшим победителем стал NFL. В этом ничего нового нет. Sunday Night Football стоит 603 000 долларов за 30-секундную паузу! (637 330 долларов согласно данным Variety). Так как футбол – это совсем отдельная история, я обращусь к программам, имеющим сценарий.
Сериал с самым высоким рейтингом, сериал № 1 в этом году – это Empire, время выхода которой совпадает с СПН. Согласно Ad Age «Империя» приносит немыслимые 497 364 долларов за 30-секундную паузу, а согласно Variety еще больше – 521 794 долларов. Другие топ-сериалы этого канала: The Big Bang Theory, How to Get Away With Murder, The Voice, Modern Family, and Scandal. В списке есть только один новый сериал, которого очень ждут, он идет под номером 10, Blindspot на NBC, замечу для тех, кто ведет запись, - сериал WB.
Из текущих сериалов, я бы сказала, что у двух есть проблемы – это Sleepy Hollow на Fox и The Blacklist на NBC. У Sleepy Hollow не только сильно просели рейтинги (и качество), его еще и сдвинули на 9 вечера в четверг, традиционно плохое время для Fox. Стоимость этих сериалов упала с 202 500 до 98 253 долларов. Четверги не сильно помогли и The Blacklist, хотя их спад смотрится получше: с 282 975 до 193 793 долларов.
Цифры CW
В целом CW закончил апфронты с увеличением на 12-15 %, в то время как у остальных каналов спад. Они также подобрали 30 новых рекламодателей. Благодаря новому большому хиту The Flash, у CW состоялся их лучший за все время сезон. Сериал закончился в прошлом году не только с первым номером на канале, но и вообще с самыми высоким рейтингом, который когда-либо был у любого из сериалов CW. Это принесло большие деньги за рекламу, особенно при том, что сериал бурно обсуждался в межсезонье. Flash поднялся на 39% от 50 775 до 70 687 долларов (68 501 по мнению Variety). Arrow, похоже, держится так же очень хорош, с 2 %-ным увеличением с 47 040 до 48 056 долларов (53 285 по Variety), что примерно совпадает с небольшим увеличением рейтингов, которое было у сериала в 3-м сезоне по сравнению со 2-м.
Также, вероятно, из-за того что их сдвинули в сетке показов на более удачное место (с Vampire Diaries на четверг), The Originals поднялись на 2% с 32 140 до 32 634 доллара (31 492 по данным Variety), несмотря на то, что в прошлом сезоне после переезда на понедельник рейтинги сильно упали.
Для старых сериалов новости не так хорошо. СПН упало на 12% до 35 631 за 30-секундную рекламу, хотя в прошлом году они получали 40 440 долларов (38 293 долларов по данным Variety). Причина понятна: в 10-м сезоне по сравнению с 9-м упали рейтинги. Это самое большое падение для CW, хотя у Vampire Diaries, тоже был большой спад в прошлом сезоне. Их стоимость рекламы упала на 25% - 59 620 на 44 924 долларов. America’s Next Top Model тоже свалилась – на 29 %, 23 900 до 17 082 доллара (17 267 по Variety).
Цифры СПН
Уверена, вы гадаете, как это падение скажется на сериале. Надо ли СПН волноваться о падении прибыли? Да нет. Когда сериал достигает возраста СПН, просто производство серий – это чистые деньги, особенно когда в архиве есть 200 штук. Сколько прибыли приносит СПН? Точные цифры получить невозможно, потому что родительская компания Time Warner не публикует финансовые отчеты по телесериалам, но все-таки есть достаточно данных, чтобы получить какое-то представление.
Согласно своему докладу от 2014 г., Warner Brothers Television, владелец СПН и CW, подразделение Time Warner, получает прибыль из четырех источников:
- дистрибуция программ в США для премьерных показов;
- дистрибуция программ в США после премьеры для показов основным кабельных сетям, местным каналам и платформам «видео по требованию» (впт) (Streaming Video on Demand platforms);
- международные права на показ зарубежными каналами, премиум- и основные телевизионные услуги, впт и другие цифровые услуги;
- продажа телевизионной программ в цифровых форматах (iTunes and Amazon впт) и материальных носителях (диски блю-рей и двд)
СПН не только выпускается в эфир на CW, но и благодаря количеству своих серий доступно для повторного показа. С добавлением сюда больших продаж для зарубежных трансляций и хорошую продаваемость на ДВД и в iTunes – сериал приносит деньги для WB изо всех 4 источников.
Но СПН не приносит деньги CW (этот подсчет не займет много времени…). В 10-м сезона производство серии стоит примерно 4 миллиона (в два раза больше, чем в первых сезонах). Примерно половину этого оплачивает CW (может, и больше, это осторожная оценка) в качестве стоимости лицензии (WB). Cчитаем, что реклама занимает примерно 15 минут от 1 часа времени (серии на CW традиционно короче, чем у других каналов). Потенциально это 30 рекламных 30-секундных мест, но часто в этом время входит и реклама для местных аффилиатов и анонсов собственных сериалов. Так что давайте примем, что CW использует половину рекламного времени. 35 631 х 15 = 534 465 долларов. На самом деле больше, потому что CW продал около 80 % объема, оставшиеся 20% продаются в розницу. Для апрфонтов возьмем симпатичное круглое число 555 000 долларов за серию (первый показ). Это значит, что СПН зарабатывает для своего канала на предпродаже рекламы всего 12 650 000 долларов за сезон. А плата за лицензию составляет в районе 45-50 миллионов - разница ощутимая.
Также CW получает прибыль от онлайн-показов на CWTV.com. Подсчитано, что онлайн-просмотры сериалов CW составляет 30-40 % , так что реклама там тоже становится все важнее. Часто CW продает общий рекламный пакет: и для эфира на тв, и для онлайна. Есть риск, что CW придется оформлять кредит для рекламодателей, если сериал не наберет запланированные рейтинги. Но неизвестно, как в этих рейтингах учитываются онлайн-просмотры и запись серий.
WB должны покрывать 90-95 миллионов долларов расходов на производство СПН в сезон.
Значительный кусок этого они возмещают себе в стоимости лицензии (от канала, частью которого они владеют, так что фактически они платят сами себе), остальное приходится брать из других источников. Сериал такого возраста обычно зарабатывает 500 000 – 700 000 долларов на повторных показах. Говорят, что сделка с Нетфликсом примерно столько и приносит. Умножьте на 218. Да, это приблизительно 150 миллионов за полный набор – пока. И это то, что они получают от Нетфликса. Соглашение от 2011 г. заключалось на 4 года и в этом году должно снова обсуждаться. CW будет вести переговоры по всем своим сериалам, но неизвестно, смогут ли они получить те же самые суммы или даже больше, потому что сериалы CW были крайне популярны на Нетфликсе. В любом случае 150 миллионов за 4 года – это очень неплохо. СПН также присутствует в удачном соглашении о повторных показах на TNT. Точная сумма за серию не известна, но можно без опаски сказать, что каждый цикл показов (это время тоже не известно) принесет 100-150 миллионов. А есть еще сделки с Hulu, Xfinity и другими сервисами впт, суммы по которым не были открыты.
По-настоящему интересной становится зарубежная дистрибуция. В 2014 г. половина прибыли WB поступала из-за пределов США. WB производит и распространяет более 60 сериалов и часто продает их по всему миру пакетами. Сложно определить, какая часть прибыли с какого сериала идет (камень преткновения при подсчете выплат актерам и другим участникам), но можно сказать, что СПН есть на каждом крупном рынке. Учитывая, что WB поставляет продукцию в 175 стран, это широкие перспективы! Эти поставки также включают множество услуг впт, которые также развиваются по всему миру. Сдвинутые во времени просмотры набирают популярность и в других странах. Какие бы прибыли не приносило СПН в США, зарубежные легко их удваивают.
Что касается продаж ДВД, в 2009 году было известно, что у СПН было продано почти 2 миллиона ДВД за первые 4 сезона. Если взять посчитанные данные с тех пор (получить точные цифры продаж – словно разыскивать коды запуска ядерных ракет), то получится 6 с лишним миллионов. Посчитанная прибыль за все ДВД с СПН – 150 миллионов долларов, и продолжает увеличиваться (10-ый сезон в эти подсчеты не вошел).
Продажи на iTunes и Amazon впт совершенно не известны. Студии обычно получают около 70-80 % от стоимости серии. Т.о если серия стоит 1,99 доллара, WB получит примерно 1,50 доллара. Умножим на 100 000 (возможно, преувеличенное предположение, потому что бесплатные просмотры легко доступны на CWTV, Hulu, Netflix) – и вот уже получаем 150 000 долларов за серию. Маленький кусочек пирога, но пирог он все-таки увеличивает.
Но надо помнить, что для студии в этом не только прибыль. Сюда врезаются расходы на выплаты участникам. Ведущий актер (lead actor) получает 2% от прибыли в повторных показах, так что Джаред и Дженсен забирают себе 4 % от трансляций. Миша, Марк и любые другие актеры получают свой маленький кусочек – за серию, в которой снялись, наряду с продюсерами и режиссерами. Также есть траты на продвижение. Вся эта шумиха на Комик-коне не бесплатна! Но даже с этими затратами прибыль выходит приличная.
Также, СПНу очень помогает правило, что если канал, выпускающий сериал в эфир, владеет сериалом, считается, что это внутренний сериал (inside show) и что он выгоднее. Двойной выигрыш для родительской компании: они получают выручку от рекламы и от дистрибуции. СПНом владеет WB, которой принадлежат 50% канала CW. Компанией WB владеет Time Warner. СПН показывают в трансляциях на TNT, которым владеет Turner Broadcasting, которым владеет Time Warner. TNT, получая выручку от рекламы и подписок за трансляцию повторов СПН, платит деньги WB, которая, получая деньги на сериал другими способами, не говоря уже о получении рекламы и выручки за лицензию от CW. Все потоки оборотов в итоге стекаются к Time Warner. Ну да, хитрая выходит схема… Вот поэтому ваш любимый сериал может не получить продления или полного сезона – потому что им владеет не канал (мне все еще грустно за Person of Interest).
Вы никогда не увидите точных цифр по СПН в балансе или отчете о доходах. Финансы телесериалов – самая крепко охраняемая тайна студий, обычно все доходы и расходы сводятся вместе. В индустрии хорошо известен тот факт, что деньги в основном приносит телевидение, а не фильмы. Но как в кино, индустрия любит прятать реальные доходы. Это хорошо для бизнеса.
Фактор социальных сетей
Твиты J2
Хотя деньги – это основа, сейчас на кону есть и кое-что другое. Кое-что, настолько же важное, как выручка от рекламы. Даже при том, что СПН – это дойная корова, оно даже близко не подходит к деньгам Friends или The Big Bang Theory. Самая важная роль, которую сейчас выполняет СПН – это то, что оно выделяется в толпе, в наши дни – практически невозможная вещь. Положение вещей поменялось с 2011 г. Самое большое изменение заключается в том, что телеконтента слишком много. Только в 2015 году выходили почти 400 сценарных шоу. Это слишком много, люди не могут столько потреблять. Согласно статье в журнале Broadcasting and Cable, TiVo (сервис/система цифровой телевизионных программ – прим. перев) обнаружил, что в среднем записывалось 85 часов. Через 42 дня 33% все еще оставались не просмотренными.
Как же каналы заставляют людей смотреть сериалы во время и на регулярной основе? Они идут в социальные сети. В социальных сетях нет денег. Но зато это дешевый и эффективный инструмент для продвижения, которое достигает аудитории, которой каналы хотят продать свою продукцию. При таком количестве сериалов, пиар-отделы должны искать ниши на рынке, например не только зрителей, которые смотрят определенный сериал, но и будут говорить о нем в интернете и создавать шумиху. В наши дни канал не может просто выпустить сериал и прорекламировать его. Им необходимо приходить в социальные сети, завладевать вниманием фанатов, чтобы люди загорались тем, что происходит. Цель – получить просмотр в тот же день или хотя бы такой просмотр, который не будет отложен на месяцы. Это может быть цифровая запись, мобильный, онлайн-просмотр… что угодно. Для этого требуются большие усилия как от специалистов по связям с общественностью, так и от актеров, от продюсеров – это поднимает вовлеченность зрителей.
Социальные сети – вот точная причина, что СПН – важный брэнд для CW и WB. Сложно привлечь внимания зрителя, особенно с новыми сериалами. У старых сериалов, как СПН, уже есть лояльнейшая и внимательнейшая фанбаза, это брэнд, который строит достояние для всего канала. Именно это поддерживает канал в бизнесе. Это поддерживает сериал, так что он может стать хорошо известным брэндом, которой приносит узнавание (и деньги) еще долго после того, как сам сериал закончится. Для СПН культовость будет продолжаться еще годы спустя окончания.
Во многих случаях рейтинги отходят на второй план. Сериалы и каналы могут жить с меньшей аудиторией, но им необходима хорошая «видимость». Кабельные каналы, которые занялись оригинальными программами на собственном опыте убеждаются, что недостаточно иметь один успешный сериал. Согласно Broadcasting and Cable, кабельному каналу (или маленькой сети, как CW) для успеха нужно 4-6 популярных сериалов. Учитывая, что бюджетами сложно, правильный маркетинг получает важнейшую роль. Популярность в социальных сетях значит для брэнда очень много.
СПНу потребовалось 10 лет и почти закрытие, чтобы добраться до этой стадии. Учитывая, сколько усилий для узнавания пришлось вложить в “Arrow,” “The Flash,” “The Vampire Diaries,” СПН, не говоря уже о других сериалах – ситуация сильно улучшается, когда как минимум один сериал с самого начала имеет суперлояльных и заинтересованных фанатов (также идет в плюс, что у них есть теперь сериалы и для мужчин, и для женщин). Привлечение спн-фанатов в сети для генерации волнения, шумного обсуждения сериала стало для CW исполнением мечты. Идеальный пример нового способа создать брэнд для телевидения.
В последние несколько лет телевидение стало весьма запутанным делом. Так что если если вы смотрите на таблицы со стоимостью рекламы и рейтинги, чтобы определить, успешен или нет ваш сериал, вы, должно быть, работаете на агентство Нильсона А если серьезно, то бизнес-здоровье СПН становится все лучше и лучше, о таком даже не мечтали, когда запустили его в 2006 г. И это все, что вам нужно знать.
СПНу не требуется приносить деньги CW. СПН выживает, потому что:
- это значительная часть брэнда и в целом образа CW и
- оно приносит МНОГО денег WB и будет приносить дальше.
Все хорошо.